Главная / Новости / Вышел в свет каталог-справочник церквей и организаций Санкт-Петербурга и Ленинградской области «Протестанты Петербурга»
Вышел в свет каталог-справочник церквей и организаций Санкт-Петербурга и Ленинградской области «Протестанты Петербурга»
18.03.2011
Протестанты Петербурга. Каталог-справочник церквей и организаций Санкт-Петербурга и Ленинградской области. — СПб.: Издательство «Древо жизни», 2011. — 96 с.
1-е издание
ISBN 978-5-91470-017-8
В справочнике представлена информация о христианских церквях протестантских деноминаций, исповедующих Иисуса Христа своим Господом и Спасителем: евангельские христиане, евангельские христиане-баптисты, лютеране,
методисты, пресвитериане, реформаты, христиане адвентисты седьмого дня, христиане веры евангельской пятидесятники. Поместные церкви, централизованные религиозные организации, миссии, служения, Реабилитационные
центры, благотворительные фонды, просветительские организации и проекты, учебные заведения, издательства, средства массовой информации, магазины, музыкальные проекты и творческие коллективы распределены в
каталоге по территориальному признаку и тематическим рубрикам. Также представлен алфавитный указатель по наименованиям всех церквей и организаций.
«И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия,
в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все
возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого
все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви».
Библия. Послание к Ефесянам 4:11—16
От редактора
Каталог-справочник «Протестанты Петербурга» является продолжением развития информационных интернет-проектов «Христианская афиша „Протестанты Петербурга”» (afisha.drevolife.ru) и «Карта протестантских церквей России» (map.drevolife.ru).
Целью данного издательского проекта является предоставление справочной информации о христианских церквях и организациях Санкт-Петербурга и Ленинградской области, — это своего рода визитка сообщества.
В справочнике представлена информация о христианских церквях протестантских деноминаций, исповедующих Иисуса Христа своим Господом и Спасителем: евангельские христиане, евангельские христиане-баптисты, лютеране, методисты, пресвитериане, реформаты, христиане адвентисты седьмого дня, христиане веры евангельской пятидесятники. Поместные церкви, централизованные религиозные организации, миссии, служения, Реабилитационные центры, благотворительные фонды, просветительские организации и проекты, учебные заведения, издательства, средства
массовой информации, магазины, музыкальные проекты и творческие коллективы распределены в каталоге по территориальному признаку и тематическим рубрикам. Также представлен алфавитный указатель по наименованиям всех церквей и организаций.
Информация о церквях, миссиях, служениях и организациях взята из открытых источников, официальных интернет-ресурсов, и в основной своей части согласована и подтверждена поместными церквями и организациями. В том числе информация о церквях, входящих в централизованные религиозные организации и союзы, действующие на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области, представлена
на их сайтах (см. раздел «Церковные союзы»).
Справочник содержит более 300 наименований поместных церквей и организаций. Часть церквей зарегестрированы как религиозные организации, часть функционирует в виде религиозных групп. В наименованиях церквей и организаций указаны их общеупотребительные названия. Ниже названия указана информация о централизованной религиозной организации или союзе, в который входит данная церковь. У зарегистрированных религиозных организаций есть также полные официальные наименования в соответствии с документами о государственной регистрации.
Церкви и служения должны осуществлять свою деятельность в рамках Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» и в соответствии с Конституцией РФ.
В качестве адресов церквей в основном указаны места проведения воскресных богослужений, иногда почтовый адрес или адрес офиса. Ниже наименования церкви представлена информация о централизованной религиозной организации или союзе в который входит церковь. Раздел контактной информации «Пастор/руковдитель» представляет обобщенное название должностей христианских руководителей. Во многих церквях есть свои традиционные названия «духовных» должностей служителей.Более полную информацию о служениях поместных церквей и их расписании вы можете получить, связавшись с ними напрямую.
Проект осуществляется издательством «Древо жизни» и студией дизайна «Артминистри». Мы открыты к сотрудничеству, информационному партнерству
и предложениям по развитию каталога-справочника «Протестанты Петербурга». Это первый выпуск справочника. Надеемся, он будет вам интересен и полезен. Ждем ваших пожеланий и предложений, замечаний и исправлений. Заранее просим прощения, если какая-то информация изменилась, устарела, или еще не вошла в справочник. Работа по обновлению, уточнению и добавлению информации о церквях и организациях сообщества ведется постоянно, в том числе в рамках интернет-проекта «Христианская афиша „Протестанты Петербурга”» (afisha.drevolife.ru). Там вы сможете найти более полную информацию о служениях поместных церквей, местах и времени их проведения, расписание проводимых ими мероприятий, а также анонсы пред-
стоящих и обзоры прошедших событий из жизни протестантского сообщества Петербурга.
Дмитрий Сучков,
информационный редактор справочника «Протестанты Петербурга»,
генеральный директор издательства «Древо жизни»
По вопросам уточнения и добавления информации о церквях и организациях об-
ращайтесь по телефонам 8-911-245-77-02 и (812) 924-05-11 или пишите на адрес
эл. почты afisha@drevolife.ru
Протестанты в Санкт-Петербурге:
история и современность
Санкт-Петербург — город с необычной судьбой. Потеряв статус столицы в 1918 году,
он и сейчас продолжает быть столицей культурной и морской. Трудно переоценить
вклад нашего города в отечественные искусство и военное дело, науку и образование,
промышленность и спорт.
Но не следует забывать, что основатель нашего города Петр Великий задумы-
вал его и как столицу духовную. Петр Великий при основании города на Неве нарек
ему имя в честь Апостола Петра, и город стал камнем, на котором создавалась рос-
сийская государственность. Более двухсот лет Санкт-Петербург оставался духовной
столицей Российской империи. В 1788 году в епархии появилась своя духовная
школа — Славяно-Греко-Латинская семинария, переименованная в 1797 году в Алек-
сандро-Невскую Академию (с 1809 года она стала называться Санкт-Петербургской
Духовной Академией), которая существует и по сей день.
Двести лет в городе существовал управленческий центр русского официаль-
ного Православия. Петр I, упразднив патриаршее управление церковью, в 1721 году
учредил Святейший Правительствующий Синод, который существовал вплоть до ав-
густа 1917 года. Синод являлся высшим государственным органом церковно-админи-
стративной власти в Российской империи, заменявшим собой патриарха в части
общецерковных функций и внешних сношений, а также соборы всех епископов по-
местной церкви. Члены Синода назначались императором. Представителем импера-
тора в Синоде был Обер-прокурор Святейшего Синода. Синодальный период известен
многими церковными администраторами и духовными лидерами: Стефан Яворский
и Феофан Прокопович, Антоний (Вадковский) и Владимир (Богоявленский), Иоанн
Кронштадтсткий и Вениамин Петроградский, Константин Победоносцев и Сергий
Страгородский.
Однако Санкт-Петербург не только город официального Православия. В нем
жили и творили многие свободомыслящие философы, ученые, священнослужители,
деятели культуры, которые, хотя и не видели себя вне Православия, по ряду вопросов
имели свою точку зрения. История нашего города включает в себя и деятельность
прогрессивного православного духовенства при Петре, и духовно-мистические поиски
интеллектуальных кругов времен Александра I, и русское богоискательство периода
Серебряного века русской культуры, и православное обновленчество начала ХХ века.
Санкт-Петербургская Духовная Академия и Семинария уже более двухсот лет является
ведущим духовным заведением страны, среди преподавателей и выпускников кото-
рой патриархи Алексий II и Кирилл, митрополит Никодим (Ротов) и многие другие
видные деятели русской Церкви.
Санкт-Петербург — город многонациональный и многоконфессиональный,
самый «западный» российский город. Начнем с того, что вопреки мнению иных «ис-
следователей», Санкт-Петербург основан не на болоте. На территории современного
города издревле находились поселения. Еще до 1300 года в районе Охты шведами
была построена крепость Ландскрона. Затем на ее месте в 1611 году была заложена
шведская крепость Ниеншанц. На территории поселения Ниен в XVII веке было двалютеранских прихода —шведский и финский. Стоит ли упоминать, что на территориисовременного города располагались многочисленные финские, карельские и чудскиедеревни.
Главный проспект города — Невский, заложенный еще Петром, называют про-
спектом Веротерпимости. Пожалуй, это единственный проспект в России, где мирно
соседствуют православные и лютеранские, католические и реформатские церкви и со-
боры. До 1917 года в Санкт-Петербурге строятся мечеть, синагога и иудейский Дом
Омовения, буддистский дацан, баптистский Дом Евангелия.
Со времени своего основания Санкт-Петербург являлся (и фактически является
до сих пор) церковным центром российских лютеран. Здесь располагались не только
резиденция епископа и управление Евангелическо-Лютеранской церковью от Влади-
востока до Риги, но и размещалась Петербургская консистория. Лютеранские немец-
кие поселения появились под Санкт-Петербургом в 1766 г. В самом Петербурге, как
и в городе-крепости Кронштадте, лютеране проживали с момента его основания.
Стрельна, Веселый Поселок и Гражданка изначально основывались как немецкие ко-
лонии-поселения. В первые десятилетия с момента основания города в районе Мил-
лионной улицы существовала т.н. «Немецкая слобода» (сама улица носила название
Большой Немецкой). Напомним, что русские императрицы переходили в Православие
из лютеранства и реформатства.
К 1917 г. в Санкт-Петербурге существовало уже 16 евангелических (13 люте-
ранских и три реформатских) общин, объединявших более 50 тысяч прихожан — эт-
нических эстонцев и финнов, немцев и шведов. Сейчас крупнейшей лютеранской
церковью в нашем городе является Евангелическо-Лютеранская церковь Ингрии (епи-
скоп А.М.Кугаппи), большинство приходов расположены на территории Ленинград-
ской области и Карелии. Церковь Ингрии ведет свою историю с XVII века.
Санкт-Петербург является управленческим центром Евангелическо-Лютеранской
Церкви в России, на Украине, в Казахстане и Средней Азии (архиепископ А.Г.Крузе),
которая является членом Всемирной Лютеранской Федерации.
В 1703 году в Санкт-Петербурге была открыта англиканская деревянная цер-
ковь. Каменная англиканская церковь Иисуса Христа была построена в 1811—1815 гг.
по проекту выдающегося архитектора Джакомо Кваренги и служила в период с 1815
по 1919 годы приходом Церкви Англии в Санкт-Петербурге. В настоящее время в зда-
нии бывшей англиканской церкви находится Санкт-Петербургская Консерватория. Но
англиканство в нашем городе не исчезло: в Москве действует англика́нская церковь
Св. Андрея, — центр Московского дьяконства, к которому принадлежит капелланство
в Санкт-Петербурге.
Кальвинизм имеет давние корни в России, к концу XVI века в Москве, Архан-
гельске, Вологде и других важных торговых городах уже существовали Реформатские
приходы. Однако точкой отсчета для укрепления и развития кальвинизма в России
явилось основание Санкт-Петербурга. Крупнейшими реформатскими общинами были
Реформатская Голландская Церковь и Реформатская Церковь, в которую входил
и немцы и французы.
Как известно, у Петра Великого сложились особые отношения с Голландией.
Голландцы внесли немалый вклад в организацию российского судостроения, способ-
ствовали развитию торговли Российской Империи с европейскими странами, укреплению дипломатических связей. Очевидно, что царь-реформатор с интересом и ува-жением относился к религиозным нуждам прибывших на службу в Россию голланд-
ских подданных. В 1708 г. на подворье норвежского голландца, стоявшего у истоков
основания русского флота, адмирала К.Крюйса была возведена деревянная церковь.
От нее ведут свою историю немецкая лютеранская церковь Св. Петра (Петрикирхе)
(1730) и англиканская церковь в Санкт-Петербурге (1719), а также французская, не-
мецкая (1723) и голландская реформатские церкви (1712). В первые годы религиозная
община голландских реформатов была невелика —всего 36 человек. В последующие
годы ее численность не превышала 250 человек, община состояла из выходцев из Гол-
ландии и т.н. «русаков» (обрусевших переселенцев из купеческого города Фризен-
вейна). Но небольшое число прихожан совсем не означало отсутствие влияния на
общественную жизнь нашего города, в 1842 г. голландская реформатская церковь по-
лучила статус «посольской церкви», она являлась политическим, культурным и соци-
альным центром интеграции голландской общины в столице в частности, и в империи
в целом. Церковь существовала в доме 20 по Невскому пр., на фронтоне этого здания
до сих пор сохраняется частично поврежденный недавним пожаром церковный сим-
вол — два ангела и скрижали. Сейчас в Доме Голландской реформатской церкви на-
ходятся Дом военной книги и библиотека.
Революционные катаклизмы после 1917 года привели к изменению количе-
ства и состава национальных общин в городе. Голод, разруха, репрессии привели
к резкому снижению численности немецких, эстонских, финских диаспор. Следствием
этого явилось создание в 1922 году новой русскоязычной протестантской Общины
Иисуса Христа, первая служба которой состоялась 19 ноября 1922 г. в Церкви Св.
Петра. Но уже вскоре община переехала в помещение голландской реформатской
церкви. В 1927 г. голландская реформатская община перестала существовать.
В 1733 году была освящена реформатская церковь французско-немецкой об-
щины на участке, купленном общиной на Большой Конюшенной улице (ныне — дом
№25 по Большой Конюшенной улице и дом №38 по набережной реки Мойки). Не
один десяток лет французы и немцы молились в одном здании. Но церковная служба
у французов зачастую затягивалась. Это возмущало педантичных немцев-реформатов,
ведь их богослужение проводилось после французского. Это послужило причиной об-
ращения консистории немецкой реформатской общины к городским властям с прось-
бой отвести участок для постройки новой церкви. В 1862 году повелением императора
Александра II немецкой общине был бесплатно предоставлен участок земли на
Б.Морской улице. По проекту известного архитектора Г.А.Боссе в 1862—1865 годах
был выстроен храм в традициях романской архитектуры. Кирпичная кладка, неошту-
катуренные фасады, цветные витражи, высокая колокольня превратили храм в подо-
бие готического замка. Освящение Немецкой Реформатской Церкви состоялось 24
октября 1865 года. Но в 1930 году знаменитый орган умолк, в здание бывшей церкви
въехал Дом Культуры работников связи.
В современном Санкт-Петербурге (13 зарегистрированных церквей, офици-
ально именующих себя «пресвитерианскими») и Ленинградской области (2 зареги-
стрированные церкви) присутствие кальвинистов весьма значительно. Однако
большинство современных общин являются американскими и южнокорейскими мис-
сионерскими проектами, их связь с историческими реформатскими церквями в нашем городе не представляется очевидной.
В России баптизм получил распространение со второй половины XIX века. Ос-
новными центрами образования баптистских общин стали Кавказ, восток и юг Мало-
россии (Таврическая и Херсонская губернии). Близкое по вероучению движение
евангельских христиан сформировалось в столице. Петербургская церковь евангель-
ских христиан-баптистов берет свое начало от всплеска интереса к евангельскому хри-
стианству у ряда представителей столичной знати в 70-е годы ХIХ века. Толчком к т.н.
«евангельскому пробуждению» послужил приезд в 1874 г. в Россию английского мис-
сионера лорда Гренвиля Редстока, проповедовавшего, что спасение и мир с Богом
дают не обряды, а живая искренняя вера. Несмотря на то, что религиозные взгляды
Редстока были весьма противоречивы, а оценка его проповеди в интеллектуальных
кругах вызывала прямо противоположные суждения (от восторженных до негативных
(Ф. М. Достоевский, Н. С. Лесков)), число последователей Г. Редстока росло. В круг при-
верженцев его идей вошли княгини Н. Ф. Ливен, В. Ф. Гагарина, граф А. П. Бобринский,
граф М. М. Корф, полковник В. А. Пашков, вдова генерал-адъютанта Е. И. Черткова,
Ю. Д. Засецкая и др. Отметим, что собрания посещали не только аристократы,
но и простые горожане.
Религиозная и общественная деятельность Редстока вызвали неудовольствие
официальных светских (Редсток был полковником английской армии) и церковных
властей. В 1878 году въезд Редстока в Россию был запрещен. Но, несмотря на это, мо-
литвенные собрания, организованные Г. Редстоком, продолжались и привели к фор-
мированию общин евангельских христиан, которые уже потом разделились на
евангельских христиан-баптистов, христиан веры евангельской-пятидесятников и др.
Не все сохранили верность учению Г. Редстока. Наибольший вклад в распро-
странение идей лорда внес гвардейский полковник Пашков. В 1876 году он основал
Общество поощрения духовно-нравственного чтения, собрал вокруг себя общину еди-
номышленников (впоследствии их стали называть «пашковцами»). В 1884 году в Пе-
тербурге прошел съезд евангельских христиан, на котором представители
евангельских христиан, баптистов, штундистов и новомолокан предприняли попытку
выработать единое учение. Активная деятельность полковника Пашкова вызвала рез-
кое неприятие властей. Общество в 1884 году было закрыто. Пашкова, Бобринского
и ряд их сторонников выслали из столицы. Вместе с графом Корфом В. А. Пашков
уехал в Лондон, где и скончался в 1902 году, до конца оставаясь верным учению еван-
гельских христиан.
Но движение евангельских христиан не угасло, число его сторонников стало
расти за счет простых петербуржцев. В следующее десятилетие появляются общины
в самых разных городах Петербургской губернии. В 1897 году в Санкт-Петербурге воз-
никает первая в городе община адвентистов.
Указ императора Николая II об укреплении начал веротерпимости позволил
выйти евангельским христианам из подполья. Уже в 1909 году в городе было три за-
регистрированных общины евангельских христиан и баптистов. Организовывались
курсы проповедников и начальные школы для детей верующих, газеты и журналы,
кружки и оркестры. В 1911 году на Васильевском острове был освящен Дом Евангелия.
В том же году возникла первая пятидесятническая община в Санкт-Петербурге. Цер-
ковь евангельских христиан в Духе Апостолов существует в Санкт-Петербурге с 1914 г.
В предреволюционные годы в столице насчитывалось более 7000 членов евангель-
ских церквей. Появились общины Армии Спасения, пятидесятников, единственников,
методистов. Выдвигались талантливые проповедники — И. С. Проханов, В. А. Фетлер и др.
Первые годы Советской власти не принесли евангельским христианам нашего
города больших неприятностей. Основной удар репрессивных органов был направлен
на православную церковь, а также на католиков и лютеран, чьи национальные церкви
виделись оплотом Антанты. В отношении возникших на рубеже XIX—XX вв. евангель-
ских общин резкие шаги не предпринимались. Наоборот, в первое десятилетие Со-
ветской власти было приняты новые законы, отделявшие церковь от государства.
Впервые государственная церковь была упразднена, все религиозные общины были
уравнены в правах. Была введена альтернативная гражданская служба для тех, чьим
убеждениям и вере противоречила служба в армии. Евангельские общины получили
некоторую финансовую самостоятельность — возникли евангельские артели, коопе-
ративы. В первые годы численность евангельских христиан заметно увеличилась,
в том числе и из бывших православных, чьи общины подвергались жестоким гонениям.
Однако атеистическая власть недолго мирилась с религиозной свободой. С на-
чала 30-х гг. власти предприняли административные и финансовые меры против еван-
гельских общин, вынудив многие из них самоликвидироваться. Так, в 1937 году
исчезли баптистские зарегистрированные общины, в 1938 году «самоликвидирова-
лась» община адвентистов. Ряд служителей и верующих были репрессированы.
Оставшиеся евангельские христиане фактически перешли на подпольное положение.
К концу 30-х гг. в Ленинграде не осталось ни одной зарегистрированной общины бап-
тистов, лютеран, адвентистов.
В послевоенное время давление атеистического государство на протестант-
ские общины несколько ослабло. В 1946 году была возрождена община евангельских
христиан-баптистов. Государство ставило цель тотального контроля над религиозной
жизнью в стране, результатом этого стало искусственное объединение баптистов,
евангельских христиан, пятидесятников, меннонитов в единый союз. Все это происхо-
дило в период т.н. «хрущевских гонений» на церковь. На рубеже 50—60 гг. возобно-
вилось административное давление, против активистов евангельских общин широко
применялись штрафы, высылки, лишение регистрации пасторов, вплоть до лишения
свободы. В тот же период от официального Всесоюзного Совета ЕХБ отделяется ряд
общин, образуя незарегистрированный Совет церквей ЕХБ, т.н. «инициативники», же-
стко противившемся любым попыткам государственного контроля. На незарегистри-
рованные общины обрушились репрессии, тем более, что их действия противоречили
действовавшему в то время законодательству о свободе вероисповеданий.
Ответом на репрессии стало правозащитное движение христиан, создание не-
зарегистрированных общин, нелегальная типографская деятельность, объединение
родственников узников совести. Этот период, весьма противоречивый, до сих пор не-
достаточно изучен.
В послевоенный период евангельская жизнь Ленинграда была весьма скудна.
Была одна зарегистрированная церковь евангельских христиан-баптистов на Охте,
затем в Доме Молитвы в Озерках. В 1953г. в Ленинграде нелегально возобновились
служения евангельских христиан в Духе Апостолов. В 1975 г. община была зарегистри-
рована и в 1979 г. в поселке Парголово был приобретен молитвенный дом. В период с 1972 по 2002 год церковью руководил Д. Л. Шатров. В конце 70-х — начале 80-х гг.
наметилось улучшение отношения государства к евангельским христианам. Однако
эти положительные тенденции спрогнозировать не представляется возможным из-
за начавшейся во второй половине 80-х гг. «перестройки».
1990—91 гг. ознаменовались крахом официального атеизма и всплеска инте-
реса широких слоев населения к религии, в том числе и к евангельскому христианству.
Буквально в считанные годы возрождаются общины баптистов и пятидесятников,
евангельских христиан и лютеран, харизматов и мессианских евреев, пресвитериан
и адвентистов, методистов и Армии Спасения. Процессу притока в ряды евангельских
общин способствует активная в 90-е гг. деятельность миссионеров из США, Южной
Кореи, Украины, Германии, Финляндии и др. стран, тоже весьма неоднозначное яв-
ление, история которого будет когда-нибудь написана беспристрастным исследователем.
В настоящее время Санкт-Петербург является вторым (после Москвы) еван-
гельским центром России. Помимо управленческих центров лютеран в нашем городе
существует ряд централизованных религиозных организаций протестантов — Объ-
единение церквей евангельских христиан-баптистов по Санкт-Петербургу и Ленин-
градской области, Северо-Западное Объединение Российской Церкви христиан веры
евангельской, Ассоциация Евангельских Церквей Северо-Запада России, Ассоциация
Христианских Церквей «Союз Христиан» и др. В Санкт-Петербурге имеется несколько
крупных евангельских учебных заведений — Санкт-Петербургская евангелическая бо-
гословская семинария, Санкт-Петербургский христианский университет. Евангельские
церкви активно занимаются социальным служением жителям нашего города. Соз-
даны и успешно работают воскресные школы и музыкальные коллективы, благотво-
рительные центры и библиотеки. Большое внимание уделяется духовной и социальной
реабилитации лиц, страдающих наркоманией и алкоголизмом, в Санкт-Петербурге и
Ленинградской области около двадцати реабилитационных центров. Всего в нашем
городе около 300 зарегистрированных протестантских религиозных организаций,
учебных заведений, благотворительных и культурно-просветительских организаций,
объединяющих несколько десятков тысяч верующих.
В целом это количество стабильно сохраняется в последние годы. Есть неболь-
шой прирост числа зарегистрированных религиозных организаций, некоторые само-
распускаются или ликвидируются Минюстом. Часть религиозных групп и служений
еще находятся в стадии становления. Информация о большинстве из них присутствует
в настоящем Справочнике.
Константин Ерофеев,
исследователь в области церковно-государственных отношений,
адвокат Адвокатской Палаты Санкт-Петербурга
Тэги: Протестанты, Петербурга, евангельские, христиане, Справочник, церкви, Организации , каталог,
|
|